Автоматизация продуктового магазина особенно актуальна, когда количество товаров, которыми магазин торгует, велико и для поддержания порядка в их хранении и учете требуются значительные усилия. Одновременно упрощается работа кассира – ему не надо держать в голове все цены, тем более что они могут часть меняться, да и скорость обслуживания покупателей возрастает.
Принцип, на котором основана автоматизация магазина продуктов, заключается в следующем:
на всех продуктах, поступающих в торговую точку, помещается наклейка со штрих-кодом, отражающим его место в базе данных (кроме весовых товаров, на которые этикетка клеится после их взвешивания);
при любом перемещении товара – в пределах склада, в торговый зал информация об этом путем сканирования штрих-кода попадает в центральный компьютер;
информация о продаже продукта, полученная сканированием штрих-кода на кассе, также попадает в центральный компьютер;
программное обеспечение обрабатывает поступающие данные о товаре и его перемещениях, позволяя получать необходимую справочную информацию, анализировать товаропотоки, оптимизировать складскую и транспортную логистику, корректировать ценообразование.
Состав программного обеспечения, с помощью которого выполняется автоматизация торговли в магазине, может быть типовым или разработанным специально под запросы владельцев магазинов, а вот оборудование, которое для этого необходимо, практически одинаково, хоть его и выпускают разные фирмы.
Когда в торговое предприятие поступает продукт, на него необходимо поместить наклейку со штрих-кодом. Сам штрих-код формирует компьютер, а печать производится специальным этикеточным принтером. На этикетке может быть только штрих-код, но часто на ней печатают данные для покупателей – наименование товара, его сорт и т.д. Принтер обычно находится в офисе, а этикетки на продукты расклеивает товаровед.
Перемещение товаров в магазине отслеживается с помощью терминалов сбора данных, сканирующих штрих-код и передающих на базовый компьютер информацию о том, где именно хранится данный продукт.
Товар, поступающий на кассу, также сканируется, по штрих-коду определяется его наименование и цена, кассовый терминал формирует кассовый чек и вводит корректировку в базу данных, отмечая продажу. Таким образом, все перемещения продуктов, от их поступления в магазин и до продажи, находят свое отражение в базе данных. Автоматизация учета в торговле позволяет навести порядок в складской логистике, оптимизировать логистику транспортную, помочь службе снабжения построить график закупок, в любой момент иметь данные о финансовом состоянии торговли.
Для торговых сетей, в которые входит ряд больших и малых продуктовых магазинов, системы автоматизации торговли могут быть организованы разными способами. Связь с центральным компьютером может выполняться с помощью GPS, есть и новая система – облачная автоматизация магазина, при которой базы данных передаются в облачное хранение и могут быть получены в любое время с любой торговой точки, даже удаленной.
Отпуск товаров по весу – достаточно трудоемкая процедура, которая во многом упрощается, когда применяются электронные весы для продуктового магазина. Удобно прежде всего то, что результаты взвешивания получаются в электронном виде и могут быть использованы для печати этикетки.
Продавцу не требуется подгонять точный вес, если его об этом специально не просит покупатель. Полученные цифры не округляются, а в своем точном значении передаются в процессор, который имеет из базы данных стоимость одной единицы продукта и перемножает цифры, получая стоимость взвешенного товара. Если весы для взвешивания продуктов электронные, цена сразу видна продавцу и покупателю.
Встроенный или подключенный в виде периферийного устройства принтер этикеток выдает готовую наклейку, из которой покупатель видит, какой продукт он купил, сколько стоит один его килограмм и какова цена взвешенного продукта. Заодно на этикетке распечатывается и штрих-код, отражающий ту же самую информацию, но в понятном для компьютера виде.
Весы для продуктов электронные для магазина устанавливаются во всех отделах, в которых торговля ведется на вес. Это продажа колбас и сыров, овощей и фруктов, кондитерских изделий и других товаров. Покупатель с взвешенным товаром отправляется на кассу, где кассир сканирует наклейку и передает в базу данных информацию относительно убыли весового продукта.