В крупных магазинах, супермаркетах, на складах маркирование товаров наклейками со штрихкодом занимает довольно много времени. Для упрощения этой операции используются специальные механические приспособления, такие как аппликатор этикеток TOWA AP65-100.
Наклейка необходима, прежде всего, для того, чтобы на поверхности товара или на его упаковке появился штрих-код, содержащий информацию о товаре. Эта информация считывается на кассе при продаже сканером POS-терминала, регистрирующего факт продажи в системе учета движения товаров. Кроме того, на товаре появляются надписи, отражающие наименование товара, его стоимость, а при весовой торговле – вес и конечную цену упаковки с товаром.
Наклеивание этой информации не представляет ничего сложного, если наклейка печатается в единственном экземпляре. Продавец взвешивает продукт, упаковывает его, печатает наклейку и наклеивает ее вручную на упаковку с товаром. Если же возникает необходимость промаркировать большое количество однотипных товаров в процессе их оприходования после прибытия в магазин, приходится печатать множество наклеек на мощном принтере и затем расклеивать их на каждую единицу товара. Количество таких одинаковых наклеек может достигать сотен и тысяч единиц. Чтобы упростить их наклеивание, применяется ручной аппликатор или диспенсер этикеток.
При необходимости получения большого количества одинаковых наклеек, принтер оборудуется наматывающим приспособлением, которое ленту подложки с наклеенными на ней этикетками сматывает в рулон. Этот рулон заряжается в диспенсер этикеток ручной, имеющий рукоятку пистолетного типа. Нажимая на «курок», человек приводит в действие лентопротяжный механизм, продвигающий ленту на величину одной этикетки. Ограничение величины передвижения диктует механический сенсор, определяющий место, где начинается следующая этикетка.
При передвижении ленты она испытывает перегиб под острым углом – на 25-30 градусов, вследствие чего наклейка отделяется от подложки и на выходе из устройства останавливается так, что 2-3 миллиметра ее остаются приклеенными и не дают выпасть. Если после этого провести по поверхности товара резиновым валиком устройства, этикетка будет наклеена и прикатана. Подходя к следующему товару, можно заранее нажать на рукоятку и диспенсер выдаст новую, готовую к размещению на поверхности, наклейку.
Если количество небольших товара измеряется сотнями, рука человека, наклеивающего маркировку, быстро устает, поскольку нажатие рычага, приводящее лентопротяжку в действие, требует определенных усилий. В данном случае удобнее окажется автоматизированный диспенсер самоклеящихся этикеток, в котором подача осуществляется с помощью электропривода. Достаточно нажать кнопку и электропривод протянет ленту-подложку на одну наклейку вперед и оставит ее на выходе, уже освобожденную от подложки, готовую к наклеиванию на поверхность.
Ручной или автоматизированный аппликатор этикеток купить имеет смысл только тогда, когда маркировать приходится большое количество товара и сотрудники тратят на эту работу слишком много времени. Производством данной техники занимается несколько разных компаний, но наибольшее распространение получили аппликаторы, выпускаемые японской компанией TOWA.
В линейке маркировочных пистолетов представлено несколько моделей, рассчитанных на разную ширину ленты с наклейками. Так, например, аппликатор этикеток TOWA AP 65-60 способен работать с рулоном шириной до 60 миллиметров. Меньшую ширину использовать можно, так что полный диапазон ширины наклеек составляет от 25 до 60 миллиметров, при этом длина прокручивания ленты, а следовательно, и длина наклейки может быть настроена в пределах от 20 до 60 миллиметров.
Следующая модель линейки – аппликатор этикеток TOWA AP 65-100 может, соответственно, работать с рулоном шириной до 100 миллиметров, обеспечивая ширину наклеек в пределах от 55 до 100 миллиметров, а длину от 20 до 100 мм.
Чтобы аппликатор этикеток TOWA 65-60 удобнее было носить с собой и защитить его от падений, пистолетная рукоятка имеет ремешок, который надевается на запястье. Во все типоразмеры аппликаторов можно заряжать рулон с наклейками диаметром до 100 миллиметров.
Подбирая конкретные параметры устройства, надо учитывать, какой тип кодирования принят у вас в магазине, практикуется ли использование крупных этикеток или достаточно обходиться штрих-кодами. И главное – насколько часто приходится заниматься оприходованием большого количества товаров. Когда приобретение механического устройства становится выгоднее содержания дополнительных штатных сотрудников, занимающихся именно маркировкой, имеет смысл приобрести механический, а то и автоматический диспенсер.